Гузель Яхина — «Зулейха открывает глаза» + сериал — 6 ответов на Babyblog

Автор: | 15 июля, 2021

Изображение

(про книгу: 27 октября 2020)
Читали, наверное, уже все, а кто

не читал, тот посмотрел сериал. Вот потому, что мне тоже захотелось

посмотреть сериал, я и решила — наконец-то — прочесть книгу (а сериал мне теперь некогда смотреть…)
Отзывы

на книгу видела самые разные: от восторженных до абсолютно

отрицательных. Автора ругают за историческую недостоверность,

антисоветские настроения, незнание традиций, слабое владение языком и

вообще за всё, за что можно ругать. Правда, и хвалят практически в той

же пропорции.
Могу сказать одно: эта книга не забудется.
Зулейха открывает глаза…

Послереволюционные

годы, коллективизация собственности и раскулачивание. У нее, живущей в

глухой деревне и всю жизнь мечтающей увидеть Казань, убивают мужа…

хорошего работящего мужа, что был лет на тридцать старше (впрочем,

Зулейха слабо умеет считать, а читать — так и вовсе …) и вряд ли

сказал жене хоть одно доброе слово. Саму Зулейху как кулацкую жену

отправляют с Сибирь, строить новое социалистическое будущее и честным

трудом искупать (не совсем понятно, правда, что: что ютилась на «женской

половине», тяжко трудясь от рассвета от заката, что четырёх дочерей

одну за другой во младенчестве схоронила… да она даже колбасу, которую

сама делала, ела раз в год в большой праздник). Это только так легко

написать» отправляют в Сибирь», а в реальности: санный путь, месяцы в

закрытом вагоне, где кормят от случая к случаю, грязь, скученность,

неизвестность… беременность.
Могло такое быть? Могло. У меня лично есть знакомые, чьи не так чтоб далёкие предки попали под раскулачивание и переселение.
Книга,

как пёстрый ковер, где люди, люди, люди, судьбы людские складываются в

эпическое полотно. Да, такое было время, а впереди — не менее страшное,

но людей все равно жалко до боли. Переселенных, оторванных от корней,

сгинувших, умерших, с искалеченными жизнями.
Зулейха открывает глаза…
Она

увидела необъятную Россию и встретила людей, которых никогда не увидела

бы при других обстоятельствах. Судьбы связались и сплелись, и она

познала счастье материнства, потому что доктор с золотыми руками, «светило по жен.»,

полубезумный, не оперирующий десять лет оказался с ней рядом в

сибирской нетронутой тайге. Так на счастье или на горе оказалась здесь

Зулейха? А ленинградцы, которые валили лес в тоненьких городских пальто и

золотистых пенсне… ленинградцы, которые иначе чуть позже оказались бы

в блокадном Ленинграде…
Зулейха открывает глаза…
И не одна

она, недаром в крохотном клубе затерянного в необъятных сибирских

просторах клуба по стенам висят картины с Монмартром и парижскими

гаменами на берегах Сены, написанные почти уже спившимся до этапа в

Сибирь талантливым художником, который там, на условной воле, был

известен не картинами своими чудесными, окнами в другую реальность, а

двумя с лишком десятками бюстами Сталина (хоть в бронзе их может, хоть в

глине, хоть из хлебного мякиша, если, конечно, хлеб в руки попадет).
Это

книга с тысячью персонажей, с тысячью судеб и тысячью «а если бы…»

(если бы Груня не предала Лейбе, то, возможно, это она стала бы

счастливой матерью, которой помог этот удивительный врач, а Зулейха

умерла на холодном берегу сибирской реки, так и не сумев разродиться…

или… и тянутся, тянутся, тянутся линии вероятности, линии упущенных

возможностей и неслучившихся поворотов), но за каждым этим «если бы»

стоит человек, стоит судьба его и его рода, стоят его дети, рожденные и

нерожденные и их судьбы, которые могли бы быть совсем — совершенно! —

другими.
Можно относиться к ней очень по-разному, выискивая правду и

смыслы, ошибки, нюансы и недостоверности и истину, но забыть — забыть её

не получится.

Цитаты

1. Работа отгоняет печаль.

2. Вы, мужики, как бараны — чуть кого посильнее себя видите, сразу хотите забодать, затоптать, победить. Вот дураки! (Упыриха)

3. Чувства — они на то и даны, чтобы человек горел. Если нет чувств, ушли — что ж за угли-то держаться? (Игнатов)

4. Хорошие мысли имеют обыкновение прилетать по ночам. (Лейбе)

5. Она терпела жильцов стойко, как клопов. Просто не знала, чем травить. (Груня)

6. Имею ли право? — Не имею права не попытаться. (Лейбе)

7. Уезжать — это немножко умирать. (Изабелла)

8. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти. (Изабелла)

СЕРИАЛ

13 июля 2021

В

общем, до сериала я добиралась долго (хотя как сказать: меньше года,

все относительно). Впечатления близки к тем, что остались у меня от

книги (и — да — я была права, книга из памяти не выветривается), то

есть, видимо, это тот случай, когда восприятие книги мной совпало с тем,

каким оно было у авторов сериала. Хотя тут чистота эксперимента была

несколько нарушена, так как я знала на момент чтения, кто будет в

главной роли. Лично мне, кстати, Чулпан Хаматова кажется в этой роли

весьма и весьма органичной. При этом моя тетя, как выяснилось, серии до

пятой была уверена, что Зулейха и вовсе немая; очень удивилась, когда та

вдруг заговорила (в Сибири уже).
Сюжет совпадает практически целиком

и полностью, вот разве что добавлена условно любовная линия между

Иваном и Настасьей, честно говоря, я не совсем поняла, зачем: показать

по-разному опаленные души (что его, что ее)? показать, как женщину,

поступившуюся моралью и собственно собой, перемалывает система? Ну так

Зулейха собой не поступалась и телом за блага (даже рука не поднимается

писать «цивилизации») не платила, а ведь тоже практически смолота и

уничтожена была системой (и самое жуткое, что за системой ведь люди

стоят, не мыши-рептилоиды с Марса; с Кузнеца, да что там — с нашего

местами такого героического Ивана начинается система), просто характер

чуть тверже, или фатализма чуть больше, или с людьми вокруг повезло.
Чем

фильм труднее и страшнее, так это наглядностью. Разум иной раз сделает

вид, что не разглядел и спрячет самую жуть за строками, а глаза не

обманешь, они все увидят и все покажут как есть: и расстрелянного при

попытке побега десятилетнего «кулака», и бескрайность снежной тайги, и

всю глубину свинства опьяневших от вседозволенности больше, чем от

водки, чинуш, и глаза умирающих на перегонах от голода и холода детей, и

глаза их матерей, и глаза теряющих детей и жен беспомощных в этих

условиях мужиков.
Саундтрек, особенно песня на заставке (а точнее,

тандем заставки и песни) отдельно прекрасны. В фильме звучит

народная песня «Ай, былбылым» (былбылым это соловей, вдруг мимо кого

прошло) в исполнении Дины Гариповой.
Немного не по теме поста, но совсем недавно эта песня вышла в исполнении Гарика Сукачева: пробирает до мозга костей.
И

— это вряд ли можно отнести к саундтреку, но я не знаю, куда —

закадровая озвучка, те куски из книги, которые без искажения цитирует

превосходно подобранный голос. Прием этот работает не всегда, но здесь

работает: не превращает фильм в аудиокнигу, но позволяет объять то, что

даже сериал вместить не в силах.
… если вернуться к сюжету:

глобальное, что отличает фильм от книги — это пролонгированный конец,

который открыто говорит, что стало с героями «потом», ближе к

шестидесятым, когда пресловутая система стала худо-бедно меняться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *